26 января 2022
По поручению губернатора Владимира Солодова в 2020 году была инициирована подготовка регионального проекта закона «Об организации и обеспечении защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Камчатском крае».
Инициатива главы региона была единогласно поддержана членами Совета представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Камчатского края. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Павел Ясевич.
«Цель разработки законопроекта — установление в Камчатском крае собственного правового регулирования вопросов, связанных с организацией и обеспечением защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Камчатском крае, в том числе в сфере образования и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения. Структурно законопроект состоит из 14-ти статей без разбивки на отдельные главы. Законопроектом определяются сфера действия настоящего закона, его правовая основа, отдельные полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти Камчатского края, полномочия исполнительного органа государственной власти Камчатского края, уполномоченного в сфере организации и обеспечения защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов», — сообщил Павел Ясевич.
Общие положения проекта закона вводят в систему законодательства Камчатского края о коренных малочисленных народах уточняющую норму, содержащую поименное указание на конкретные этнические группы, для которых Камчатский край в соответствии с федеральным законодательством является территорией традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на которые распространяется действие настоящего закона.
Данным правовым актом вводятся и утверждаются принципы организации и обеспечения защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Наиболее важными из них являются необходимость участия представителей и объединений коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, и признание права коренных малочисленных народов на приоритетное пользование животным миром в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
«Отдельные статьи проекта закона вводят положения о реализации государственных программ Камчатского края, содержащих мероприятия, направленные на социально-экономическое и этнокультурное развитие коренных малочисленных народов, видах государственной поддержки, предоставляемой коренным малочисленным народам, а также вводят положения, касающиеся образования коренными малочисленными народами ТТП регионального значения», — добавил зампред.
Отсутствие в общих положениях проекта закона каких-либо отсылочных норм и указание конкретных наименований отдельных этнических групп, на которые распространяется действие настоящего закона, исключит неясное и двусмысленное толкование, а также трудность для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и их объединений в правоприменении закона. Принципы организации и обеспечения защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, закрепленные проектом закона, позволят исполнительным органам государственной власти Камчатского края и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, и их объединениям вырабатывать и продуктивно выстраивать взаимодействие в затрагиваемой сфере. Положения проекта закона в части образования ТТП регионального значения дадут основание и дальнейший правовой стимул исполнительным органам государственной власти Камчатского края для разработки соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей порядок образования ТТП регионального значения, и ее дальнейшей реализации.
«Работа над законом велась более 1,5 лет. За это время членами правительства проделан значительный объём работы, в том числе по согласованию положений проекта закона с представителями коренных малочисленных народов, проживающих на Камчатке. Осенью 2020 года от представителей КМНС было собрано порядка 500 предложений в разработанный на тот момент проект закона. Все они были рассмотрены и внимательно изучены. Те из них, которые соответствуют федеральному законодательству и соответствовали концепции проекта закона, были учтены при его разработке. Проект закона обсуждался на различных площадках с участием представителей коренных народов, их объединений и иных уполномоченных лиц. В частности, проект закона был презентован на Съезде ассоциации коренных малочисленных народов в мае 2021 года и был обсуждён региональным Советом Региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Камчатского края», Общественной палатой Камчатского края, на заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства о коренных малочисленных народах, согласительных комиссиях по отдельным вопросам законопроекта, Совете представителей коренных малочисленных народов, проживающих на территории Камчатского края», — сказал Павел Ясевич.
Итоговая редакция проекта закона была представлена в Законодательное собрание Камчатского края губернатором Камчатского края с учётом поданных представителями коренных народов предложений.
«Полагаю, что принятие данного проекта закона Камчатского края на сегодняшний день актуально, необходимо и ожидаемо коренным сообществом Камчатского края. Правовые нормы, нашедшие свое отражение в данном законопроекте, смогут найти практическое применение и будут подкрепляться соответствующим отраслевым законодательством Камчатского края с учетом специфики социально-экономического развития региона», — подчеркнул Павел Евгеньевич.
На сессии Законодательного собрания, которая состоялась 25 января, проект закона был поддержан большинством голосов депутатов.
Добавим, проект закона разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 69, 72), Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 22.04.1992 № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера», Уставом Камчатского края (ст. 3), распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.